avatar

Кассета: модная штучка для хипстеров или все еще актуальный носитель?

Опубликовал в блог Клубная культура
0

Кассета: модная штучка для хипстеров или все еще актуальный носитель?


Когда-то давно появился новый формат аналогового аудионосителя – кассета, который тут же на очень долгое время стал самым популярным в мире. В эту субботу, 7 сентября, состоялось празднование, посвященное аудиокассете, – День Кассеты.

Подобно Дню музыкального магазина, который непременно выделен цветом в календаре каждого человека, связанного с музыкой, День кассеты создан, чтобы напомнить людям о тех качествах, которые позволили этому типу носителя стать таким популярным, а также с целью привлечения студий звукозаписи из разных стран (в этот раз – из десяти).

Идея праздника возникла в начале текущего года у сотрудника кассетного лейбла «Suplex Cassette» Мэтта Флэга после разговора с Дженом Лонгом, владельцем лейбла Kissability, и Стивом Роузом, работающим в Transgressive Records, а также владеющим (подумать только!) кассетным лейблом Sexbeat. Мысль создать новый праздник пришла к Стиву во время работы – он как раз вставлял вкладыши в футляры кассет для группы своего друга. Ему вдруг подумалось: «А ведь когда-то именно кассеты правили балом!».

«…Никакого быстрого доступа,
Слишком длинный трек,
И никакой спешки, никакого стресса,
Лишь любовь и никаких сожалений…»


Одной из причин организации Дня кассеты стал внезапный рост количества студий, которые работают только с этим носителем. Помимо компаний, перечисленных выше, с кассетами работают различные андеграундные и экспериментальные лейблы, а также лейблы, специализирующиеся главным образом на электронной музыке. Стивен Бишоп основал кассетный лейбл Opal Tapes в 2012 году, который, набрав популярность, начал выпускать музыку и на других носителях. В итоге на Opal Tapes были записаны музыканты Shapednoise and Huerco S., а сам лейбл удостоился похвалы от Resident Advisor – не так давно детище Бишопа назвали «лейблом, который прочувствовал веяния и тенденции последнего года лучше всех». Таким образом, Стивену удалось привлечь к уже забытому формату внимание, в первую очередь, среди андеграундных музыкантов.

No Corner – еще один электронный лейбл, выпускающий работы своих исполнителей (в основном в стиле «грайм») исключительно на кассетах. Девизом этого лейбла, сотрудничающего с Filter Dread, Kahn и El Kid, является: «…Никакого быстрого доступа, слишком длинный трек, никакой спешки, никакого стресса, лишь любовь и никаких сожалений…».

«…Я считаю, что ограниченное качество звука повышает продажи.
Именно поэтому владельцы iPhone используют фильтр «ретро» для своих фото...»

Одна из основных причин успеха кассеты, как формата, заключается в ее доступности. Безусловно, она дешевле других носителей, сегодня производители могут не только сэкономить, но еще и придать своей продукции шарма, попав в кассетный тренд. Лондонская компания Rough Trade Records работает с кассетами с 1979 года и по сей день. Майкл Каспарис, регулярно покупающий аудиокассеты, опять же сводит их популярность к доступной цене: «Кассеты куда дешевле винила!». Кроме того, он считает, что «люди сегодня делают музыку чаще, чем вчера, и им хотелось бы иметь любимые записи на физическом носителе».

Джен Лонг, основывая свой лейбл Kissability в 2011 году, сказал о кассетах следующее: «То, что они осязаемы физически, делает их лучше любых цифровых форматов». Джен уверена, что малобюджетным компаниям куда дешевле обходится выпуск записей на кассетах. «Винил ужасно дорогой, компакт-диски утратили свою уникальность – теперь каждый может записать дома свой собственный диск, так что кассеты идеально подходят нашему лейблу».



Конечно, с точки зрения качества звука кассеты отстают от практически всех прочих носителей. Однако иногда этот недостаток превращается в достоинство. Так считает продюсер документального краудсорсингового фильма «Кассета» Зак Тейлор: «Я думаю, что ограниченное качество звука способствует продажам. Именно поэтому владельцы iPhone используют фильтр «ретро» для своих фото. Когда искусство становится уж слишком реальным, оно перестает быть таким привлекательным». Аналогичного мнения придерживается Брайан Шимковитц из лейбла Awesome Tapes: «У кассеты есть какое-то теплое звучание, которого нет ни у дисков, ни у пластинок».



Каспарис подчеркивает, что интерес к кассете вызван также и «оцифровыванием» музыки и слишком быстрым распространением mp3 и подобных форматов. Кассета, произведенная вручную, куда лучше ощущается в руке, она как бы демонстрирует усилия, приложенные музыкантом во время записи. Для людей, выбирающих цифровые форматы, кассета преподносится как физический, реальный носитель. Кроме того, в дополнение к кассете покупатели получают ссылки для скачивания треков с пленки из Интернета в высоком качестве. Зак Тейлор говорит: «Кассеты дешевле, чем тот же iTunes, так что многие производители выпускают их с листочком со ссылками на песни и кодами для скачивания. Так что кассета становится, по большому счету, сувениром».

Повысились ли продажи кассет из-за этой шумихи в СМИ? Если честно, нет. Как было сказано в журнале Digital Music News: «Возвращение кассеты было ярким и запоминающимся, но, увы, долгосрочных перспектив у нее нет». К слову, данные о продажах были взяты у компании Nielsen Soundscan, которая не учитывает статистику независимых продавцов. Однако даже если продажи кассеты и превышают опубликованные показатели, этот носитель никак нельзя назвать сверхприбыльным. Скажем, в Rough Trade компакт-диск по-прежнему является самым популярным форматом. Как признается Каспарис, на 100% дисков продается примерно 5% кассет. Однако получить хорошую прибыль все же удалось, начав поставки кассет в магазины.

«Кассета доминировала на рынке 50 лет и, я думаю, задержится с нами еще на полвека...»
Компания Rough Trade, активно выпускающая новые релизы, заметила, что у покупателей, в частности в Европе и Америке, сильно вырос спрос на носители ручной работы. Каспарис считает, что все новые люди начинают приобретать кассеты, думая, что это поможет им как-то выделиться, самоутвердиться.



Только не стоит забывать, что кассета уже никогда не вернет себе лидерство. Да, СМИ активно обсуждают ее возвращение, но это все — лишь временная суета. Впрочем, и кануть в лету ей пока не суждено. Джен Лонг напоминает: «Многие люди очень хотят вернуть кассету на первое место». Так что, пока есть технологии производства, кассеты будут производиться. Люди не откажутся от этого формата хотя бы даже из-за его дешевизны. «Кассета доминировала на рынке 50 лет и, я думаю, задержится с нами еще на полвека...», — продолжает Лонг.

Фил Бирд связывает успех кассеты с тем, что возвращение этого формата совпало с расцветом DIY-революции в панк- и постпанк-музыке, когда ценность носителей, сделанных вручную, возросла. Музыканты начали снова записываться на кассеты. Так что, пока на них есть спрос, они останутся на рынке, несмотря на очевидно низкое качество звука на пленке.

День кассеты собирает на своем праздновании самых видных представителей инди-культуры – 4AD и Domino, которые как раз отмечают выпуск своих уникальных изданий, вышедших ограниченным тиражом на аудиокассетах. В субботу у гостей праздника будет возможность приобрести эксклюзивную кассету от Flamin Lips, Haim и других. Студия Rough Trade решила устроить собственный День музыкального магазина (не такой масштабный, конечно). На празднике выступят рок-группы и диджеи, а затем гостям будет представлена эксклюзивная запись нового альбома Омара Сулеймана на аудиокассете. Как говорит Каспарис, «со старенького бумбокса смахнут пыль».

По материалам djbroadcast.net