Клубная культура

Клубная культура

14 топиков

avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии

Опубликовал в блог Клубная культура
0
GEMA: угроза ночной жизни Германии
Resident Advisor исследует продолжающийся конфликт на клубной сцене страны

«Они что, правда закрываются? А мы можем что-нибудь сделать?». Эта фраза звучит в документальном фильме Bar 25: Tage außerhalb der Zeit (в пер.с немецкого: «Bar 25: Дни вне времени» – прим.пер.), когда ничего не подозревающий посетитель узнает, что сегодняшняя вечеринка станет последней в истории клуба Bar25. Вероятно, многие читатели задали тот же самый вопрос, когда в июле 2012 попозли слухи о том, будто в следующем году закрывается самый популярный ночной клуб Берлина Berghain. Причина – новые тарифы на лицензирование музыки, вводимые организацией GEMA. Если вы не являетесь жителем Германии, то, скорее всего, вы впервые узнали о GEMA именно из этого скандала. Вскоре после этого международные СМИ запестрели заголовками о надвигающемся закате клубной жизни Берлина. Однако они не дали ответа на многие важные вопросы: В чем действительно заключается широко растиражированный конфликт между GEMA и берлинскими ночными клубами? Как такой конфликт по поводу тарифов на лицензирование музыки смог стать угрозой для бурной ночной жизни Германии? Да и что такое GEMA, в конце-то концов?

Даже если вы живете в Германии и многое знаете о GEMA, вы, вероятно, были удивлены широким размахом протестов против ее политики, достигших своего апогея в июле 2012 года. Год назад, когда подобные тарифы были введены для live-концертов, никто и не подумал выходить на улицы с протестами. А когда два года назад у берлинских клубов были проблемы с налогами, эта тема была вообще слабо освещена в СМИ. Почему же тарифная реформа, предложенная GEMA, вызвала такую шумиху? На протяжении всего 2012 и начала 2013 годов вопрос GEMA и ее новых лицензионных тарифов сопровождался неразберихой, искажениями фактов и недостоверной информацией. Итак, пришло время вернуться назад и прояснить этот вопрос.

Что такое GEMA?

«Общество по управлению правами на публичное исполнение и механическое воспроизведение музыки» (Gesellschaft für musikalische Aufführungs- und mechanische Vervielfältigungsrechte) это организация, которая занимается сбором платежей за использование копирайтерской музыки и перераспределяет эти средства в пользу авторов музыки. GEMA управляет коллективными правами на интеллектуальную собственность ее членов на внутренних и международных рынках. Если в Германии вы владеете любым бизнесом, связанным с использованием музыки (будь то ночной клуб, школа танцев или супермаркет), вы обязаны платить лицензионный сбор в пользу GEMA. На данный момент эта организация представляет интересы 64 тыс. композиторов, авторов текстов и музыкальных издателей в Германии, а также примерно 2 млн. иностранных правообладателей.

Несмотря на то, что GEMA является коммерческой организацией и представляет частные интересы, правительство Германии предоставило ей право отстаивать права ее членов в судебном порядке. Это также означает, что GEMA является монополистом на национальном рынке: другой организации, занимающейся лицензионными сборами, на данный момент в Германии не существует. В результате в прецедентном праве Германии было введено понятие GEMA-Vermutung (презумпция GEMA), что означает, что все музыкальные произведения считаются находящимися под контролем GEMA, за исключением тех случаев, когда пользователь сможет доказать, что произведение не подлежит обложению сбором или что оно находится в свободном доступе.

Gema

GEMA чем-то похожа на такие общества по сбору авторских отчислений, как PRS for Music в Великобритании или ASCAP & BMI в США, однако она действует скорее на основании «авторских прав», нежели на основании закона о копирайте. Это означает, что при вступлении в GEMA авторы музыки передают этой организации не права на владение своей музыкой, а лишь права на использование музыки, т.е. право в законном порядке взимать лицензионные сборы за проигрывание, воспроизведение и трансляцию их музыки. Это отличное решение для мелких музыкантов, у которых нет времени и денег для того, чтобы контролировать свои музыкальные работы. Однако при этом они утрачивают возможность самостоятельно принимать некоторые решения. Например, без согласия со стороны GEMA музыкант не сможет дать разрешение на бесплатное использование своей музыки в благотворительном мероприятии или снизить плату за использование его музыки на мероприятии, которое будет способствовать продвижению его карьеры.

Однако отсутствие прямого контроля над своей собственной музыкой – не единственная причина недовольства среди членов GEMA: все решения относительно музыкальных прав всех членов организации принимаются узким кругом высокооплачиваемых (т.е. по большей части – мейнстримовых и коммерчески ориентированных) участников. Членство в организации подчиняется иерархии: «полные члены», «исключительные члены» и «ассоциированные члены». Лишь крошечная часть полных членов (3323 человека) может непосредственно участвовать в принятии решений и занимать влиятельные посты внутри организации. Стать полным членом можно при выполнении следующего условия: лицензионные сборы музыканта за пять лет должны составить более 30,000€. Это запредельная цифра для большей части андеграундных исполнителей. Итак, эта мейнстримовая элита определяет размеры лицензионных сборов и распределение прибыли между всеми членами организации. Неудивительно, что эти влиятельные люди часто принимают решения, выгодные полным членам, обходя стороной интересы исключительных и ассоциированных членов.

«Главную проблему с GEMA я вижу в том, что там очень запутанная система перераспределения средств, которые они собирают по единому тарифу», – говорит продюсер и владелец лейбла Raster-Noton Карстен Николай (также известный как Альва Ното). «Мы живем в веке цифровых технологий, и было бы идеально, если бы люди платили за проигрываемые треки». Распределение гонораров это самый настоящий больной вопрос, потому что зачастую просто невозможно в точности отследить, где и когда проигрывались определенные треки. Сейчас GEMA решает, кто получит какой гонорар от музыкальных мероприятий, используя экстраполяционный алгоритм, который измеряет продажи преимущественно на мейнстримовом рынке и в прямых музыкальных эфирах.

Это и злит промоутеров, а также мелких продюсеров и лейблы: благодаря GEMA-Vermutung GEMA считает, что вся музыка, звучащая на массовых мероприятиях, подлежит обложению лицензионным сбором, а потом использует свой непонятный алгоритм, что решить, кому будут перечисляться собранные деньги. Для андеграундных музыкальных мероприятий, где звучат преимущественно немейнстримвые и независимые исполнители (например, многие танцевальные клубы), это означает, что часть сборов, которые они уплатили, окажется на банковских счетах каких-нибудь мейнстримовых исполнителей и авторов рекламных песенок, музыку которых не играли на этом мероприятии, в то время как другие музыканты не получат за свою музыку ни цента, какой бы популярной она ни была.

Также у GEMA какое-то странное представление о музыке как таковой. Организация классифицирует музыку по трем категориям: развлекательная [Unterhaltungsmusik], серьезная [Ernste Musik] и функциональная [Funktionsmusik]. Каждой из этих трех категории соответствуют разные лицензионные тарифы членские требования и вес (в баллах) в системе, которую они используют для расчета гонораров. Неудивительно, что развлекательная музыка оказывается в худшем положении, имея самые высокие членские требования, самые высокие тарифы и самый низкий вес для расчета гонорара. «В прошлом я пару лет работал на радиостанции, – говорит Prosumer, продюсер и бывший резидент клуба Panorama Bar. – Меня шокировало то, как работает GEMA…Разделять музыку на развлекательную и серьезную – это просто абсурд. Кто вообще вправе принимать такие решения?».

Споры по поводу тарифной реформы



Итак, Gema уже окружало облако недовольства и возмущения, когда в 2012 году разразились споры по поводу новой тарифной реформы (Tarifreform). В результате этих споров GEMA подверглась еще более сильной критике, чем когда-либо раньше. Многое произошло в 2012 году, и если решить подробно описать все события того года, можно было бы без труда насобирать материал на еще одну статью. Предлагаем вам самый лаконичный вариант: 14 апреля 2012 года GEMA объявила о том, что с начала 2013 года начнут действовать новые, «упрощенные» лицензионные тарифы для музыкальных мероприятий. Следует отметить, что организация объявила о введении новых тарифов как о уже свершившемся факте, а не вынесла предложение на публичное обсуждение.

Для большинства немецких музыкантов и лейблов эта новость звучала примерно так: «С нового года у нас новые тарифы. Если вам не нравится – ну что ж, вам же хуже. Давайте денежки». Все были недовольны.

Естественно, у любой истории всегда есть своя предыстория. В декабре 2007 года правительственная комиссия под названием «Культура в Германии» подтвердила законный статус GEMA как национально признаваемой организации по взиманию сборов, однако при этом раскритиковала слишком сложную и несбалансированную тарифную структуру организации. Вскоре после этого GEMA объявила о том, что она начинает работать над пересмотром лицензионных сборов с целью сделать свою деятельность более прозрачной, упрощенной и сбалансированной. Поскольку по закону GEMA обязана вести переговоры с сообществами, представляющими интересы пользователей музыки (например, клубов), она начала переговорный процесс с «Национальной ассоциацией организаторов музыкальных мероприятий» (Bundesvereinigung der Musikveranstalter (BVMV)).

Продолжение. Часть2 >>
avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии. Часть 2.

Опубликовал в блог Клубная культура
0
Однако в конце 2011 года переговоры зашли в тупик. Также провалилась попытка начать судебное разбирательство. Тогда GEMA решила действовать без переговоров и судов, и в апреле 2012 года в федеральной газете Bundesanzeiger опубликовала свою новую тарифную систему, что фактически придавало новым тарифам юридическую силу.
Этот шаг вызвал волну протестов, петиций и критики, которые целый год поддерживали тему новых тарифов GEMA на первых полосах газет. Музыкальные промоутеры, владельцы клубов и диджеи стали высказывать свои мнения, которые оперативно публиковались в СМИ. В конце апреля музыкальный промоутер Маттиас Раух (Matthias Rauch) организовал онлайн-петицию под названием «Против Тарифной реформы 2013 – GEMA вышла за грани разумного». Противники GEMA оперативно распространили ссылку на эту петицию, и вскоре она начала появляться в социальных сетях и на информационных сайтах. Однако далеко за пределы Германии эта петиция не пошла, и со стороны казалось, что панику поднимают лишь те, кто имеет непосредственное отношение к музыкальной индустрии.

Общественное движение против GEMA с уличными протестами начало формироваться лишь в начале июня. 25 июня представители нескольких недавно открытых ночных заведений устроили протест перед зданием берлинского культурного центра Kulturbrauerei, где проходила летняя вечеринка для членов GEMA. 30 июня клубы и дискотеки по всей Германии в 23.55 на пять минут выключили музыку, чтобы привлечь внимание завсегдатаев вечеринок к возможным последствиям введения новых тарифов.

«Это сигнал людям о том, что если они хотят свободу, они должны за нее бороться» (Steffi)

В начале июля о новой тарифной реформе заговорили по всему миру. Тогда начали ходить слухи, что с 1 января 2013 года из-за слишком высоких новых тарифов закрывается ночной клуб Berghain. Также под угрозой закрытия оказались такие клубы, как Watergate, Schwuz и Weekend. Несмотря на то, что это были лишь необоснованные слухи, они привлекли внимание немецкой общественности, а также иностранных поклонников техно. Новость о возможном закрытии Berghain попала на первые полосы не только немецких СМИ, но и таких англоязычных газет, как, например, The Guardian. Новость молниеносно распространялась и в социальных сетях Facebook и Twitter.

До конца лета не прекращался поток онлайн-петиций, уличных протестов и злых/панических статусов пользователей Facebook. Апогей наступил 6 сентября, когда была проведена акция протеста, организованная FAIRplay – сообществом берлинских ночных клубов, промоутеров и музыкальных фанатов. Протест прошел перед головным офисом GEMA в городе Шёнеберг. В акции приняло участие огромное количество людей, причем не только поклонников техно и хауса. Также протесты прошли во Франкфурте, Мюнхене, Гамбурге и нескольких других городах Германии, обратив на себя пристальное внимание СМИ.

Вся подноготная реформы



Что же это была за реформа, которая вызвала такую бурную общественную реакцию? Как утверждала GEMA, реформа сделает систему лицензирования проще и справедливее. Во-первых, одиннадцать тарифов будут сокращены до двух. Во-вторых, лицензионные тарифы будут рассчитываться индивидуально для каждого мероприятия (раньше был единый тариф для всех мероприятий, проведенных за прошедший год) на основе лишь размера места проведения и стоимости входного билета. Эти нововведения должны были сформировать более сбалансированную шкалу тарифов для мелких и крупных промоутеров. По прогнозам GEMA, для 60% организаторов музыкальных мероприятий лицензионные сборы станут меньше.

Но все не так просто. Диджей клуба Berghain и продюсер лейбла Ostgut Ton Марсель Деттманн (Marcel Dettman) описал реформу как «чрезмерно упрощенный, несбалансированный и откровенно несправедливый свод правил, который ставит под угрозу всю музыкальную индустрию Германии». GEMA установила новый тариф для танцевальных клубов (Tarif M-V) и решила взимать примерно 10% от валового дохода клуба. Естественно, организация не верит в достоверность отчетов о доходах, предоставляемых самими клубами, и решила самостоятельно оценивать валовый доход на основании размера клуба и стоимости входного билета, а затем от этой суммы рассчитывать 10-% сбор.

Такая оценка основывается на трех допущениях: 1) вместимость клуба – один человек на 1 кв. метр, от стенки до стенки (т.е. даже за пределами танцпола и без учета недвижимых объектов – например, мебели); 2) каждый день в клубе 100-% посещаемость; 3) все посетители платят за вход полную стоимость.

Если промоутер будет исходить из этих допущений, то он обанкротится после же первой вечеринки. Тем не менее, GEMA считает, что клуб площадью в 500 кв. метров при стоимости входного билета в 10€ приносит 5000€ за один день. Таким образом, клуб должен уплатить 500€ в виде сбора. Клуб, который работает три дня в неделю, будет должен GEMA 78,000€ в год. Однако по старой тарифной системе дискотеки и танцевальные клубы платили по сниженному единому тарифу (при условии, если они вносили сразу всю сумму за год).Тот же клуб площадью 500 кв.м. раньше платил лишь 7,849€ в год. Получается, лицензионный сбор возрос на 894%. Даже клуб, имеющий площадь в 100 кв. метров и берущий 5€ за вход, все равно бы платил на 200% больше.

В ответ на жалобы GEMA ввела так называемое «корректировочное правило» (Angemessenheitsregel), согласно которому промоутеры могут подать заявку на частичное возмещение средств, если лицензионный сбор GEMA превышает фактический валовый доход клуба на 10% или если вместимость клуба намного меньше, чем предполагаемая норма «1 человек на 1 кв.м». Управляющий клуба Wintergarten Varieté Георг Штрекер на одной из пресс-конференций раскритиковал это правило: «Как можно считать текущий тариф справедливым и правильным, если мне нужно подавать специальную заявку, чтобы лицензионный сбор мне рассчитали по правильному, «скорректированному» тарифу?». Более того, спасет ли это мелких промоутеров и небольшие клубы, ведь сначала нужно уплатить сбор, а потом уже подавать заявку на возмещение»?

Но, наверное, самым большим сюрпризом для клубов и дискотек стал дополнительный сбор за продолжительность мероприятия. Согласно небольшому параграфу в новом своде правил, за все мероприятия, длящиеся дольше 5 часов, клуб платит дополнительные 50% за каждые три часа сверх нормы. Естественно, вечеринки в ночных клубах Германии длятся более пяти часов, а некоторые берлинские клубы часто открыты вообще по 10 часов. Для клубов, работающих более 24 часов подряд (таких, например, как Berghain, Kater Holzig, Sisyphos и многие летние опен-эйры) такой дополнительный тариф может достигать абсурдных цифр. В ответ на критику GEMA пересмотрела дополнительный тариф и снизила его до 25% за каждые два часа сверх 8-часового минимума. Однако и такие расценки берлинским вечеринкам вряд ли потянуть.

Чтобы не дать дебатам по поводу новой тарифной системы утихнуть, в конце ноября GEMA объявила о еще одном тарифе – VR-Ö, ставшем известным как «дополнительная плата за лэптопы». Этим сбором облагались все музыкальные мероприятия, на которых использовались такие носители информации, как CD-диски, кассеты, USB-носители и жесткие диски. Такой сбор существовал и раньше и составлял 30-% поверх всех лицензионных сборов GEMA за то, что диджеи использовали mp3-записи или CD-записи. По новым правилам дополнительная плата уже не рассчитывалась в процентах от всех сборов, а составляла 0,13€ за каждый mp3-файл на лэптопе диджея. В композиции длительностью более 5 минут за каждую дополнительную минуту взимается еще 20%. Эта дополнительная плата возмутила исполнителей и промоутеров по всей Германии, особенно тем, что она распространялась на все файлы на лэптопе диджея, вне зависимости от количества треков, фактически отыгранных им на мероприятии.

На протяжении всего 2012 года ночные клубы и промоутеры прикидывали, во сколько им обойдутся новые тарифы GEMA, и активно выражали свое недовольство. Они выпускали пресс-релизы и публиковали в СМИ свои новые издержки на лицензирование музыки, рассчитанные ими по новым тарифам. В большинстве своем эти издержки были рассчитаны по «худшему сценарию», и в них не учитывались «форс-мажорные положения» также включенные в новую тарифную систему. Также они редко учитывали поправки, которые GEMA внесла в тарифную систему летом. GEMA считала эти расчеты преувеличенными и неверными, однако не отрицала того, что новые тарифы повлекут за собой резкое увеличение расходов для нескольких крупных клубов. И все же такие утверждения как «Издержки клуба Berghain увеличатся на 1400 %» вызвали большой резонанс в музыкальной прессе.

PR-война



С момента первой публикации новой тарифной системы (если не раньше), общественное мнение и отношения с общественностью были ключевыми элементами в развертывании конфликта между GEMA и музыкальными пользователями. GEMA не уставала повторять, что за введением новой тарифной системы стоит лишь желание достичь справедливости. По мнению парламентской комиссии, в 2007 году организацию обвинили в несправедливости, и в ответ на эту критику GEMA разработала новую, упрощенную, «более справедливую» тарифную систему. А когда и эта новая система стала подвергаться критике, GEMA парировала тем, что 10-% сбор на продажи билетов является справедливой платой, учитывая, что организации в других европейских странах взимали примерно такой же сбор. Но GEMA очень быстро оказалась в оборонительной позиции, постоянно опровергая обвинения в злоупотреблении своим монополистическим положением и в причастности к «GEMAinheiten» («грязным проделкам GEMA»), изо всех сил пытаясь выставить организаторов музыкальных мероприятий в Германии в роли эгоистичных любителей халявной музыки.

А в это время немецкие организаторы музыкальных мероприятий проводили агрессивную и весьма умелую PR-кампанию. Клубная сцена Германии (и особенно Берлина) характеризуется своей разобщенностью, многообразием и часто анархичностью. Такими они и остались, однако шокирующая апрельская новость о новых тарифах побудила их объединиться и сотрудничать друг с другом. Вскоре появились такие новые сообщества, как FAIRplay, Kultur-Retten.de и GEMAstoppen.de, а уже существующие организации – например, Clubcommission – громче заявили о себе. На протяжении всего года деятельность этих сообществ и их участников становилась все более организованной и стратегической: их PR-кампания охватывала все больше промоутеров, диджеев, клубов и музыкальных фанатов. Со временем они стали использовать одинаковые слоганы, одинаковые аргументы и даже одинаковую символику. Также они создали эффект эха: критики GEMA стали подкреплять свои аргументы, приводя цитаты друг друга, и призывать своих фолловеров в социальных сетях делать ретвиты, ставить лайки и делиться статусами, в которых было выражено недовольство действиями GEMA.

Летние протесты представляют собой яркий пример того, как сплотились противники GEMA. Первый крупный протест, прошедший 25 июня около места проведения летней вечеринки GEMA, был недостаточно хорошо организован. О готовящемся протесте людей известили всего за пару дней до его проведения, и лишь несколько берлинских промоутеров включили это объявление в свои новостные рассылки. Перед зданием культурного центра Kulturbrauerei была смонтировала одна сцена, на которой свои длинные речи произносили известные исполнители и промоутеры. В то же время где-то через квартал была оборудована вторая сцена, где гремел техно-хаус, отвлекая многих протестующих от первой сцены, где они должны были присутствовать.

Другой протест, намеченный на 26 августа, получил более широкую огласку: был выпущен постер, на котором были заявлены имена известных диджеев и поддержкатаких престижных клубов, как, например, Kater Holzig. Музыкальная программа и речи участников прошли на той же сцене. 90 минут танцевальной музыки чередовались с 10-минутыми речами. Однако полиция, которой казалось, что было слишком много музыки и слишком мало самих протестных выступлений, грозилась разогнать демонстрацию, если организаторы не перейдут к более серьезному характеру протеста. После этого примерно через каждые полчаса какого-нибудь диджея, промоутера, бармена или охранника вытаскивали на сцену и заставляли произнести экспромтную пламенную речь. Площадь Боксхагенер была битком забита народом.

Продолжение. Часть 3 >>
avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии. Часть 3.

Опубликовал в блог Клубная культура
0
6 сентября сообщество FAIRplay организовало общенациональный «день протестов». Мероприятие, о проведении которого было сообщено на неделю, тиражировалось во всевозможных СМИ при поддержке других организаций, выступавших против GEMA. Как только в Facebook была создана страница готовящегося протеста, клубы и промоутеры включили ссылку на нее в свои новостные рассылки. Организаторы обращались не только к исполнителям и поклонникам техно. Клубы и промоутеры организовали передвижные сцены с музыкой и запоминающимися слоганами. По информации от организаторов, 10 тыс. человек приняли участие в протесте в Берлине и еще 25 тыс. – по всей Германии. Эта акция протеста попала на первые полосы всех немецких газет.

Несмотря на свою сомнительную достоверность, слухи об угрозе закрытия клуба Berghain в 2013 году стали поворотным пунктом в кампании оппонентов GEMA. Они привлекли внимание широкой аудитории, которая ничего не понимала в управлении коллективными правами и законе об интеллектуальной собственности (или вовсе не задумывалась об этом), но для которой Berghain был легендарным и не безразличным для них клубом. По мере того, как все больше и больше клубов объявляли об угрозе своего закрытия, люди начали обращать все больше внимания на эту проблему. Это вызвало более широкий резонанс, чем смогла бы вызвать горстка небольших клубов, но в то же время это отвлекло внимание людей от судьбы обычных мелких заведений. «Все беспокоятся о том, что закроется Berghain, – говорил Steffi, диджей клуба Panorama Bar и исполнитель лейбла Osgut Ton, в интервью Little White Earbuds. – Но они не понимают того, что GEMA контролирует всю музыкальную индустрию, даже самый мелкий бар, в котором играют потрясающую живую музыку».



Что касается PR-стратегии GEMA, то она не заладилась еще с самого начала. Многие считают (в том числе и люди, имеющие непосредственное отношение к GEMA), что принятие в одностороннем порядке и публикация новой тарифной системы в апреле 2012 года были своего рода PR-трюком: предполагалось, что СМИ прольют свет на то, что «Национальная ассоциация организаторов музыкальных мероприятий» (BVMV) якобы саботирует переговорный процесс, и вынудят ее возобновить переговоры с GEMA. Если план GEMA на самом деле был таков, то он явно провалился. СМИ проигнорировали тему переговоров и вместо этого заговорили о том, какие чрезмерно высокие тарифы ввела GEMA, не заботясь о судьбе мелких клубов. BVMV исчезла из поля интереса СМИ, и ее место заняло множество мелких андеграудных и незаметных ночных клубов Германии. Выступив в роли главного оппонента GEMA, они повторили сценарий битвы библейских Давида и Голиафа, что вызвало массовое недовольство политикой GEMA.

Главной ошибкой, которую GEMA допустила в своей PR-кампании, была потеря контроля над ее логическим ходом. Во время первой публикации новых тарифов GEMA пыталась выставить себя и свои новые тарифы как справедливые и разумные, а своих оппонентов – как упрямых и эгоистичных музыкальных пользователей. А ночные клубы и промоутеры отзывались о GEMA как о злоупотребляющей своей властью, паразитирующей организации, которая в погоне за прибылью ставила клубы на грань банкротства. Получается, что GEMA пришлось не только защищать свою тарифную систему, но и оправдывать законность своего существования как организации по взиманию сборов.

Вне зависимости от того, кто вышел победителем в этой PR-войне, очевидно, что вся шумиха вокруг закрытия клубов отвлекла всеобщее внимание от менее волнительных и интересных, но все же важных проблем в GEMA. Это такие внутренние вопросы, как неравноправие членской структуры, распределение прибыли от сборов и негибкость контрактов, которые артисты подписывают с GEMA. Менеджер Ostgut Ton Ник Хёппнер (Nick Höppner) рассказал об этих проблемах в своем интервью польскому музыкальному журналу Glissando, и заявил, что крупнейшие берлинские клубы (такие, как Berghain), вероятно, переживут увеличение тарифов в 2013 году. «Это еще можно поправить, − сказал он. – Система распределения прибылей – вот что сейчас важно. Решить эту проблему можно только изнутри GEMA».

Сложные вопросы



Из ситуации со спорами вокруг тарифной реформы 2012 года можно извлечь не один урок, например – ярый характер общественных споров. Конечно, профессионалы музыкальной индустрии могут списать со счета фанатов по причине того, что они в большинстве своем не имеют полной информации и реагируют слишком драматично. Но сила их реакции говорит о том, насколько важен мир андеграундной музыки для тех, кто в нем вращается. Это должно служить предупреждением GEMA, политикам, законодателям и даже владельцами музыкальной собственности − всем тем, кто недооценивает важность ночных клубов и клубной музыки в жизнях многих немцев.

Участникам ночной клубной жизни Германии тоже есть чему научиться. Эти участники – небольшие группки, которые собираются в тайных местах, тусуются, пока есть возможность, и выживают за счет крошечных прибылей. Для того чтобы выстоять в условиях экономических изменений в международной музыкальной индустрии и на рынках музыкальной собственности, им придется активнее кооперировать, выработать качественную политическую стратегию и умело вести работу с общественностью. Понадобились месяцы освещения проблемы в СМИ и призывов, чтобы музыкальные поклонники вышли на улицы с протестами, и в будущем им придется проделывать это не раз. Как сказал Steffi, «это сигнал людям о том, что если они хотят в свободы, они должны за нее бороться».

2012 год завершился интересными событиями. Собрав 305.122 подписи, в середине декабря петиция Рауха была официально передана в германский парламент Бундестаг. Тем временем GEMA и BVMV вернулись за стол переговоров, но уже в рамках судебного процесса, который они начали еще в июне. 20 декабря обе стороны объявили о достижении соглашения: введение в действие новых тарифов откладывается до 1 января 2014 года, а судебный процесс будет продолжаться. Однако с 1 апреля 2013 года вводится всеобщее 5-% повышение всех действующих тарифов, а также дополнительное 10-% повышение для клубов и дискотек. Они выделили год для того, чтобы найти лучшее решение проблемы, в которой столкнулись интересы двух сторон.

И все же на конец 2012 года осталось много не отвеченных вопросов. Если, как утверждает GEMA, введение новой тарифной системы – это попытка ответить на критику правительственной комиссии, то почему новые тарифы рассчитаны исходя из таких нереальных условий (т.е. нереальная вместимость клуба и 100% продажи билетов), а промоутер может потребовать снижения платы лишь после проведения мероприятии? Учитывая огромные увеличения лицензионных сборов в результате введения новых тарифов, сложно отрицать, что новая система – это чистая обдираловка. На данный момент GEMA является монополистом в своей области, но так ли необходим такой монополист? Судя по размеру новых тарифов, а также ее публичных заявлений, организация не представляет, насколько мелкие, независимые ночные музыкальные площадки существуют в Германии. Имеется настоящая «культурная пропасть», которую нужно преодолеть как внутри самой организации, так и по отношению к не-мейнстримовой музыке. Как сказал один техно-промоутер, стоя в очереди в туалет в клубе Berghain: «Нам нужна организация наподобие GEMA, но нам не нужна сама GEMA». Музыканты и пользователи музыки как никогда раньше готовы рассмотреть возможность созданию организаций, альтернативных GEMA – например, C3S (Cultural Commons Collecting Society).

Более того, последние события 2013 года вовсе не укрепили веру музыкальных пользователей в то, что GEMA действует исходя из благих намерений. В середине марта GEMA опубликовала «регистрационный бланк» − как часть «дополнительной платы за лэптопы» для диджеев, проигрывающих музыку в цифровых форматах. Предполагалось, что диджеи будут выстраиваться в очередь, чтобы добровольно сообщить о том, что они используют цифровые копии, и просить взять у них за это плату. Оппоненты GEMA не замедлили обрушить на регистрационный бланк поток критики. Некоторые утверждали, что предлагаемая единая ставка (сбор в 50€ за 500 треков) это лишь способ быстро заработать деньги за счет лицензирования цифровой музыки, вместо разработки действительно справедливой и подробной системы управления цифровыми правами. Поскольку в бланке не требуется указывать список треков, за которых вы платите лицензионный сбор, то эти 50€, скорее всего, попадут в общий котел гонораров.

Также некоторые критики предположили, что эта форма – это лишь способ заставить диджеев заявить о себе и подписать контракт с GEMA, чтобы потом, через год-два, отследить их и собрать с них более высокий сбор. Это действительно приманка? Время покажет, но неуклюжие PR-выходки GEMA означают, что нужно готовиться к худшему.

18 апреля – задолго до крайнего срока в июне 2013 года – завершилось судебное разбирательство между GEMA и BVMV. Полный текст решения пока не опубликован, и критикам приходится судить по обрывочной информации, но все же пара фактов нам известны. GEMA и BVMV выпустили пресс-релизы, в которых сообщалось, что решение суда удовлетворило их претензии, но явных победителей в этом споре нет. С одной стороны, решение суда оставляет за GEMA многие полномочия монополиста, в том числе – право в одностороннем порядке устанавливать тарифные ставки. С другой стороны, в решении говорится, что «обновленная» тарифная система неуместна и что старая система с множеством различных тарифов больше подходит для многообразной структуры музыкальной индустрии страны. Также решение призывает законодателей ввести более строгие и четкие правила для организаций по сборам наподобие GEMA.

Итак, что мы имеем в результате? Тарифная реформа 2012 года была отменена, и в силе по-прежнему остаются старые, дореформенные тарифы. Наряду с ними будут действовать введенные в 2013 году 5-15-% увеличения сборов. Суд представил свое компромиссное решение, которое послужит основой для переговоров в 2014 году. Итак, GEMA и BVMV снова предстоит сесть за стол переговоров. Нам неизвестно, когда произойдут очередные важные события в этом деле, но до конца этого года следует ожидать публичного заявления.



По материалам residentadvisor.net
avatar

Ибица, инструкция по применению

Опубликовал в блог Клубная культура
0
Ибица, инструкция по применению

Данный обзор предназначен прежде всего для тех, кто наслышан об этом месте, но плохо представляет что это, где это, и как там можно оказаться.

Итак, начнем с географии. Ибица — это остров, принадлежащий к группе Болеарских островов. Остров расположен в Средиземном море и является территорией Испании. Туристический сезон здесь начинается в конце мая и заканчивается в конце сентября.

Теперь немного тусовочной истории острова

Первыми начали осваивать остров хиппи в конце 60-х. В 70-х началась история клубов «Pacha», «Amnesia», «Es Paradis» и др., некоторые из вечеринок, такие как: «Flower Power» в Pacha (в 1973 г.) и Fiesta del Aqua в Es Paradis (в 1975 г.), стартовали в те далеки годы и проводятся до сих пор.
Но по-настоящему история острова, на мой взгляд, начала меняться в середине
80-х, с появлением Экстази и первых вечеринок «старожилов» английской хаус-сцены. Уже в начале 90-х, по словам большинства клубных промоутеров и артистов электронной сцены, Ибица имела грандиозное влияние на клубную сцену Англии, а в последствии и мира.

Летим на Ибицу

Так как Ибица очень популярный европейский курорт и на острове функционирует достаточно крупный аэропорт, добраться на остров не составит особого труда. Дам лишь несколько прикладных советов:

1) Предложения от туроператоров дешевле, чем самостоятельное бронирование билетов на самолет и гостиницы только тогда, когда туры «горят» и, в основном, лететь предстоит из Москвы. Поэтому, если вы планируете свою поездку заранее, экономнее будет купить билеты самостоятельно.

2) При использовании независимых агентов бронирования, таких как skyscanner, всегда обращайте внимание на 2 вещи: включен ли в билет багаж, а также на то, стыковочный ли полет. Если полет стыковочный и разница между самолетами меньше чем 3 часа, не выполняются ли перелеты разными авиакомпаниями. Разъясню: в случае, если вы летите «базовым тарифом» почти все европейские авиаперевозчики запрещают брать с собой багаж (разрешены только малогабаритные чемоданы, весом до 10 кг в кабину самолета), если вы не обратите внимание на пометки в билете «Only hand luggage» — это чревато дополнительными тратами в 150-300 евро, в зависимости от перевозчика. Теперь про «стыковки». Основная масса вылетов из российских аэропортов задерживается, не знаю почему, но в 90% случаев это так, соответственно, если вы летите одной авиакомпанией, допустим, в Барселону, а из Барселоны другой авиакомпанией уже на Ибицу и время между двумя этими рейсами час-два, вы рискуете не успеть на свой самолет, а «базовый тариф», как правило, не включает в себя возможность обмена или возврата. Чревато это тем, что вы полдня потратите на доказывание различным менеджерам авиакомпаний того факта, что на рейс вы не успели не по своей вине. В том случае, если оба перелета выполняются одной и той же авиакомпанией, проблем будет меньше. Соответственно, лететь лучше одной авиакомпанией и на пересадку закладывать 3 часа минимум.

Где жить

Основная дилемма на мой взгляд, для большинства туристов.
Начну с того, что Ибица — маленький остров, имеющий очень развитую транспортную инфраструктуру и добраться с одного конца острова на другой вы сможете в любое время суток, потратив 20-30 минут и 2-3 евро на автобусе или 30 евро на такси.
На острове можно выделить три основных поселения, где расположено большинство гостиниц и хостелов: Сан-Антонио (San Antonio), Ибица Таун (Eivissa, Ibiza Town) и Плайя Дель Босса (Playa Del Bossa).
Вкратце расскажу о каждом районе.

Ибица
Ибица Таун (Eivissa, Ibiza Town). Исторический центр острова, с основной массой магазинов и исторических достопримечательностей. Похож на любой средиземноморский городок, построенный в средние века: в центре города возвышается крепость, с тянущимися во все стороны от нее жилыми и торговыми кварталами. Густонаселен, практически нет пляжей, из клубов можно выделить только Pacha. Я бы посоветовал обязательно посетить Town днем, походить по крепости, посетить множество разнообразных лавочек с сувенирами. В Ibiza Town наименьшее количество гостиниц, но тем не менее, по-вечерам улицы наполняются молодежью, готовящейся к походам в клубы и просто весело проводящей время в многочисленных кафе и барах.
Ibiza TownИбица Таун
Плайя Дель Босса (Playa Del Bossa). Фактически Town перетекает в своей южной части в Плайя Дель Босса (Playa Del Bossa). Большая часть клубов находится здесь (Space, Ushuaia, Sankeys, DC10 и т.д.), также как и крупных гостиниц. Район похож на крупные турецкие и египетские курорты: главная улица тянется параллельно береговой линии, с отелями по сторонам, на первых этажах которых, бесчисленное количество магазинов, мини-маркетов и т.д. Большая часть прибрежной полосы песчаная, отдана под пляжи. Нередки случаи, когда в различных пляжных кафе вечером организуются pre party. Я побывал в свой первый приезд на одной из таких вечеринок с участием Carl Cox в кафе Sands. На один вечер полупустынный пляж превратился в переполненный людьми танцпол, двигающийся под диско и фанк, в исполнении Карла. В том случае, если вы предполагаете в свой выезд на остров очень плотно ходить по клубам, просыпаться во второй половине дня и выходить на улицу только вечером, это то что надо. В прошлый приезд я жил именно в этой части острова и днем она похожа на вымерший город, абсолютно некуда пойти и нечем себя занять, ближе к ночи все преображается.

Carl Cox в кафе Sands (Ибица)

Сан-Антонио (San Antonio). Поселение в западной части острова. Из клубов здесь находятся Eden и Es Paradis, также отсюда легче всего добираться до Amnesia и Privilege. Здесь же находятся Cafe del Mar и Cafe Mambo.
Поселение можно разделить на 2 части: северную «историческую» и южную «отельную». Северная часть малоэтажная, сплошь состоит из небольших отелей, хостелов и пансионов. Несколько больших гостиниц образуют южную часть. На улицах, перпендикулярных набережной Passeig Mar, огромное количество баров, которые по вечерам наполняются таким же количеством молодежи.
В северной части имеется небольшой песчаный пляж, остальная часть побережья каменистая. В южной части песчаное побережье длиннее, но море мелкое и не такое лазурное.
В Сан-Антонио (San Antonio) самые красивые закаты и, наверное, это самый спокойный район острова. Отдельно стоит сказать о зоне вблизи Cafe Del Mar и кафе Mambo. Для туристов это культовое место и по-вечерам здесь собираются толпы народа, аплодисментами встречающие закат. Cafe Del Mar до заката — идеальное место для пары коктейлей, с лаунджем и прекрасной террасой. Cafe Mambo — идеальное послезакатное место, где легко можно за вертушками встретить Fat Boy Slim’а или Guy Gerber’а. Я для себя выбрал именно Сан-Антонио (San Antonio) как место, где жить на острове.
Сан-Антонио (Ибица)San Antonio (Ibiza)

Пара слов про отели
Большая часть номеров распродается уже к февралю, о бронировании стоит позаботиться заранее.
Не стоит бояться отелей 2 и 3 звезды, отличаются они от 4 и 5-ти звездочных только размерами комнат, отсутствием холодильника в номере и этажностью.
Номера чистые, кондиционеры работают исправно, убираются в номерах каждый день.
Цены зависят в большей степени от локации отеля и от времени бронирования. При условии бронирования в феврале, можно уложиться в 200 евро за двухместный номер на неделю в 300 метрах от пляжа.

Про клубы

Клубы — это то, ради чего подавляющее большинство туристов и едут на остров.
И я целиком и полностью согласен с расхожим мнением о том, что больше нет на земле места с таким сосредоточением первоклассных площадок, с такой концентрацией топовых мировых артистов в одном лайн-апе.

Space (Ibiza)

Люди

Посетители ночных клубов Ибицы, в большинстве своем, — молодые англичане. Стоит отметить, что это очень открытые, добродушные и позитивные люди, знающие и любящие электронную музыку. Именно этот факт, лично мне в Ибице нравится больше всего.

Расписание

Основная масса вечеринок на острове происходит в определенный день недели. Hypercolor делает свои вечеринки в Sankeys по понедельникам, начиная с 8-го июля по 30-е сентября, а Cocoon в Amnesia. В четверг в Ushuaia — Loco Dice, а в Space — Richie Hawtin. Вся информация в открытом доступе и вы легко сможете узнать где кто, введя в Гугле «ibiza schedule».

Билеты

Советую покупать билеты перед выездом — через интернет, для экономии времени при входе в клуб, т.к. во всех клубах 3 входа: «Online ticket», «Ticket» и «Guest List». ВАЖНО: всегда берите документы (паспорт/водительские права) на имя купившего билеты, их всегда требуют на входе.

Средняя цена билета — 50 евро с человека, но встречаются вечеринки с ценой входа 20 или 80 евро.

Также билеты можно купить на острове, практически в любом мини-маркете. Непосредственно в клубе билеты тоже продаются, но на 10 евро дороже. Очереди из людей, купивших «бумажные» билеты, гораздо длинней «онлайн» очередей, нужно будет простоять минут 10-20.

Также есть вариант пройти по флаеру, который можно раздобыть у промоутеров в оживленных местах города, вход вам в таком случае обойдется гораздо дешевле (в среднем 15 евро), но в клуб прийти нужно будет до 12-ти.

Еще возможен вариант с бесплатным входом по «Guest List» — фанатам артистов, по записи через Фейсбук и т.д., но в этом случае вам придется отстоять минут 20-40 в очереди и не факт, что вас в этом листе найдут.

Как доехать

Такси. По району Плайя Дель Босса (Playa Del Bossa) поездка обходится, в среднем, 10 евро. Из Сан Антонио (San Antonio) в Ibiza Town (Eivissa) — 20 Евро, из Сан-Антонио (San Antonio) в Плайя Дель Босса (Playa Del Bossa) — в 30 евро.
Автобусы. С июня по сентябрь работают специальные ночные «Диско маршруты».
Локацию остановок можно посмотреть здесь: discobusibiza.com/mapas/, расписание можно посмотреть здесь: discobus.es. Проезд стоит 3 евро, на каждой остановке стоят гиды, у которых можно спросить «где остановка автобуса в Space?» и т.д.

Фейс-контроль и дресс-код. Его просто нет, каждый приходит в том в чем хочет, единственное из-за чего в клуб могут не пустить — не адекватное поведение. Под «не адекватным» я имею ввиду близкое к потере сознания или выходу в открытый космос.

Как распланировать походы

Большинство клубов работает с 24.00 до 07.00, особняком стоит Ushuaia, где все мероприятия проводятся с 15.00 до полуночи. Хедлайнеры в клубах начинают играть минимум с часа, к этому же времени и собирается основная масса народа, а в Ushuaia по-настоящему все начинается в 18.00.
Как правило, клуб выбирают отталкиваясь от артистов и зачастую, идут не в клуб, а на артиста, в зависимости от того, где он выступает. Особо выделю клуб Pacha. Я бы не советовал ходить в этот клуб на выступления Solomun и Guy Gerber, так как высока вероятность того, что в клубе будет много людей, которые не понимают что происходит. Но, если вы любите David Guetta и Nicky Romero — Pacha именно ТОТ клуб, где нужно быть.

Напитки

Выпивают, в основном, вечером в различных кафе и барах, средняя цена одного напитка составляет от 5 до 10 евро. В клубах бары почти всегда полупустые и расценки таковы: вода — 10 евро, виски кола — 15 евро, Маргарита — 20 евро.

Альтернатива клубам, или как восстановить силы

Из дневной программы я бы выделил 2 места, которые обязательно нужно посетить, кроме Ибица Таун, упомянутог выше (Eivissa, Ibiza Town).

Остров Формантера (Formentera)
Остров ФормантераFormentera

Остров южнее Ибицы, считается одним из лучших мест для пляжного отдыха в Средиземноморье, потому что именно здесь самые чистые, длинные и пустынные пляжи во всей Испании. Главное достояние этих пляжей — зелено-бирюзовое море, белоснежный песок и чистейший воздух, пропитанный запахом трав и ароматом окрестных сосен. Формантера известна тем, что на ее пляжах разрешен нудизм. Многие туристы приезжают на остров всего на день, чтобы искупаться и позагорать без купальников. Также остров славится своими соляными озерами, мельницами и маяками. С Ибицы на Формантеру ходят паромы, поездка обойдется в среднем в 50 евро туда-обратно на человека.

Северная часть Ибицы

Северная часть Ибицы
Северная часть острова сплошь покрытая средиземноморским лесом и горами, сохранила свою первобытность и экзотичность. Именно здесь начали и продолжают селиться хиппи. Лучше всего покататься по северной части на арендованном автомобиле или мотороллере, но есть и автобусные маршруты. Кроме природных красот могу выделить еще рынок хиппи — Es Canar — где каждую среду собираются разнообразные пестрые персонажи и предлагают свои товары.

В целом на Ибице не дешево. Но для тех, кто действительно хочет побывать в лучших клубах на лучших вечеринках, это не аргумент. Я, как человек, «бывавший» могу подтвердить, что атмосфера, царящая на Ибице, действительно несравнима ни с чем.
Увидимся на острове!

фото и текст: Zhenya Jons