avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии. Часть 3.

Опубликовал в блог Клубная культура
0
6 сентября сообщество FAIRplay организовало общенациональный «день протестов». Мероприятие, о проведении которого было сообщено на неделю, тиражировалось во всевозможных СМИ при поддержке других организаций, выступавших против GEMA. Как только в Facebook была создана страница готовящегося протеста, клубы и промоутеры включили ссылку на нее в свои новостные рассылки. Организаторы обращались не только к исполнителям и поклонникам техно. Клубы и промоутеры организовали передвижные сцены с музыкой и запоминающимися слоганами. По информации от организаторов, 10 тыс. человек приняли участие в протесте в Берлине и еще 25 тыс. – по всей Германии. Эта акция протеста попала на первые полосы всех немецких газет.

Несмотря на свою сомнительную достоверность, слухи об угрозе закрытия клуба Berghain в 2013 году стали поворотным пунктом в кампании оппонентов GEMA. Они привлекли внимание широкой аудитории, которая ничего не понимала в управлении коллективными правами и законе об интеллектуальной собственности (или вовсе не задумывалась об этом), но для которой Berghain был легендарным и не безразличным для них клубом. По мере того, как все больше и больше клубов объявляли об угрозе своего закрытия, люди начали обращать все больше внимания на эту проблему. Это вызвало более широкий резонанс, чем смогла бы вызвать горстка небольших клубов, но в то же время это отвлекло внимание людей от судьбы обычных мелких заведений. «Все беспокоятся о том, что закроется Berghain, – говорил Steffi, диджей клуба Panorama Bar и исполнитель лейбла Osgut Ton, в интервью Little White Earbuds. – Но они не понимают того, что GEMA контролирует всю музыкальную индустрию, даже самый мелкий бар, в котором играют потрясающую живую музыку».



Что касается PR-стратегии GEMA, то она не заладилась еще с самого начала. Многие считают (в том числе и люди, имеющие непосредственное отношение к GEMA), что принятие в одностороннем порядке и публикация новой тарифной системы в апреле 2012 года были своего рода PR-трюком: предполагалось, что СМИ прольют свет на то, что «Национальная ассоциация организаторов музыкальных мероприятий» (BVMV) якобы саботирует переговорный процесс, и вынудят ее возобновить переговоры с GEMA. Если план GEMA на самом деле был таков, то он явно провалился. СМИ проигнорировали тему переговоров и вместо этого заговорили о том, какие чрезмерно высокие тарифы ввела GEMA, не заботясь о судьбе мелких клубов. BVMV исчезла из поля интереса СМИ, и ее место заняло множество мелких андеграудных и незаметных ночных клубов Германии. Выступив в роли главного оппонента GEMA, они повторили сценарий битвы библейских Давида и Голиафа, что вызвало массовое недовольство политикой GEMA.

Главной ошибкой, которую GEMA допустила в своей PR-кампании, была потеря контроля над ее логическим ходом. Во время первой публикации новых тарифов GEMA пыталась выставить себя и свои новые тарифы как справедливые и разумные, а своих оппонентов – как упрямых и эгоистичных музыкальных пользователей. А ночные клубы и промоутеры отзывались о GEMA как о злоупотребляющей своей властью, паразитирующей организации, которая в погоне за прибылью ставила клубы на грань банкротства. Получается, что GEMA пришлось не только защищать свою тарифную систему, но и оправдывать законность своего существования как организации по взиманию сборов.

Вне зависимости от того, кто вышел победителем в этой PR-войне, очевидно, что вся шумиха вокруг закрытия клубов отвлекла всеобщее внимание от менее волнительных и интересных, но все же важных проблем в GEMA. Это такие внутренние вопросы, как неравноправие членской структуры, распределение прибыли от сборов и негибкость контрактов, которые артисты подписывают с GEMA. Менеджер Ostgut Ton Ник Хёппнер (Nick Höppner) рассказал об этих проблемах в своем интервью польскому музыкальному журналу Glissando, и заявил, что крупнейшие берлинские клубы (такие, как Berghain), вероятно, переживут увеличение тарифов в 2013 году. «Это еще можно поправить, − сказал он. – Система распределения прибылей – вот что сейчас важно. Решить эту проблему можно только изнутри GEMA».

Сложные вопросы



Из ситуации со спорами вокруг тарифной реформы 2012 года можно извлечь не один урок, например – ярый характер общественных споров. Конечно, профессионалы музыкальной индустрии могут списать со счета фанатов по причине того, что они в большинстве своем не имеют полной информации и реагируют слишком драматично. Но сила их реакции говорит о том, насколько важен мир андеграундной музыки для тех, кто в нем вращается. Это должно служить предупреждением GEMA, политикам, законодателям и даже владельцами музыкальной собственности − всем тем, кто недооценивает важность ночных клубов и клубной музыки в жизнях многих немцев.

Участникам ночной клубной жизни Германии тоже есть чему научиться. Эти участники – небольшие группки, которые собираются в тайных местах, тусуются, пока есть возможность, и выживают за счет крошечных прибылей. Для того чтобы выстоять в условиях экономических изменений в международной музыкальной индустрии и на рынках музыкальной собственности, им придется активнее кооперировать, выработать качественную политическую стратегию и умело вести работу с общественностью. Понадобились месяцы освещения проблемы в СМИ и призывов, чтобы музыкальные поклонники вышли на улицы с протестами, и в будущем им придется проделывать это не раз. Как сказал Steffi, «это сигнал людям о том, что если они хотят в свободы, они должны за нее бороться».

2012 год завершился интересными событиями. Собрав 305.122 подписи, в середине декабря петиция Рауха была официально передана в германский парламент Бундестаг. Тем временем GEMA и BVMV вернулись за стол переговоров, но уже в рамках судебного процесса, который они начали еще в июне. 20 декабря обе стороны объявили о достижении соглашения: введение в действие новых тарифов откладывается до 1 января 2014 года, а судебный процесс будет продолжаться. Однако с 1 апреля 2013 года вводится всеобщее 5-% повышение всех действующих тарифов, а также дополнительное 10-% повышение для клубов и дискотек. Они выделили год для того, чтобы найти лучшее решение проблемы, в которой столкнулись интересы двух сторон.

И все же на конец 2012 года осталось много не отвеченных вопросов. Если, как утверждает GEMA, введение новой тарифной системы – это попытка ответить на критику правительственной комиссии, то почему новые тарифы рассчитаны исходя из таких нереальных условий (т.е. нереальная вместимость клуба и 100% продажи билетов), а промоутер может потребовать снижения платы лишь после проведения мероприятии? Учитывая огромные увеличения лицензионных сборов в результате введения новых тарифов, сложно отрицать, что новая система – это чистая обдираловка. На данный момент GEMA является монополистом в своей области, но так ли необходим такой монополист? Судя по размеру новых тарифов, а также ее публичных заявлений, организация не представляет, насколько мелкие, независимые ночные музыкальные площадки существуют в Германии. Имеется настоящая «культурная пропасть», которую нужно преодолеть как внутри самой организации, так и по отношению к не-мейнстримовой музыке. Как сказал один техно-промоутер, стоя в очереди в туалет в клубе Berghain: «Нам нужна организация наподобие GEMA, но нам не нужна сама GEMA». Музыканты и пользователи музыки как никогда раньше готовы рассмотреть возможность созданию организаций, альтернативных GEMA – например, C3S (Cultural Commons Collecting Society).

Более того, последние события 2013 года вовсе не укрепили веру музыкальных пользователей в то, что GEMA действует исходя из благих намерений. В середине марта GEMA опубликовала «регистрационный бланк» − как часть «дополнительной платы за лэптопы» для диджеев, проигрывающих музыку в цифровых форматах. Предполагалось, что диджеи будут выстраиваться в очередь, чтобы добровольно сообщить о том, что они используют цифровые копии, и просить взять у них за это плату. Оппоненты GEMA не замедлили обрушить на регистрационный бланк поток критики. Некоторые утверждали, что предлагаемая единая ставка (сбор в 50€ за 500 треков) это лишь способ быстро заработать деньги за счет лицензирования цифровой музыки, вместо разработки действительно справедливой и подробной системы управления цифровыми правами. Поскольку в бланке не требуется указывать список треков, за которых вы платите лицензионный сбор, то эти 50€, скорее всего, попадут в общий котел гонораров.

Также некоторые критики предположили, что эта форма – это лишь способ заставить диджеев заявить о себе и подписать контракт с GEMA, чтобы потом, через год-два, отследить их и собрать с них более высокий сбор. Это действительно приманка? Время покажет, но неуклюжие PR-выходки GEMA означают, что нужно готовиться к худшему.

18 апреля – задолго до крайнего срока в июне 2013 года – завершилось судебное разбирательство между GEMA и BVMV. Полный текст решения пока не опубликован, и критикам приходится судить по обрывочной информации, но все же пара фактов нам известны. GEMA и BVMV выпустили пресс-релизы, в которых сообщалось, что решение суда удовлетворило их претензии, но явных победителей в этом споре нет. С одной стороны, решение суда оставляет за GEMA многие полномочия монополиста, в том числе – право в одностороннем порядке устанавливать тарифные ставки. С другой стороны, в решении говорится, что «обновленная» тарифная система неуместна и что старая система с множеством различных тарифов больше подходит для многообразной структуры музыкальной индустрии страны. Также решение призывает законодателей ввести более строгие и четкие правила для организаций по сборам наподобие GEMA.

Итак, что мы имеем в результате? Тарифная реформа 2012 года была отменена, и в силе по-прежнему остаются старые, дореформенные тарифы. Наряду с ними будут действовать введенные в 2013 году 5-15-% увеличения сборов. Суд представил свое компромиссное решение, которое послужит основой для переговоров в 2014 году. Итак, GEMA и BVMV снова предстоит сесть за стол переговоров. Нам неизвестно, когда произойдут очередные важные события в этом деле, но до конца этого года следует ожидать публичного заявления.



По материалам residentadvisor.net
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.