avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии. Часть 2.

Опубликовал в блог Клубная культура
0
Однако в конце 2011 года переговоры зашли в тупик. Также провалилась попытка начать судебное разбирательство. Тогда GEMA решила действовать без переговоров и судов, и в апреле 2012 года в федеральной газете Bundesanzeiger опубликовала свою новую тарифную систему, что фактически придавало новым тарифам юридическую силу.
Этот шаг вызвал волну протестов, петиций и критики, которые целый год поддерживали тему новых тарифов GEMA на первых полосах газет. Музыкальные промоутеры, владельцы клубов и диджеи стали высказывать свои мнения, которые оперативно публиковались в СМИ. В конце апреля музыкальный промоутер Маттиас Раух (Matthias Rauch) организовал онлайн-петицию под названием «Против Тарифной реформы 2013 – GEMA вышла за грани разумного». Противники GEMA оперативно распространили ссылку на эту петицию, и вскоре она начала появляться в социальных сетях и на информационных сайтах. Однако далеко за пределы Германии эта петиция не пошла, и со стороны казалось, что панику поднимают лишь те, кто имеет непосредственное отношение к музыкальной индустрии.

Общественное движение против GEMA с уличными протестами начало формироваться лишь в начале июня. 25 июня представители нескольких недавно открытых ночных заведений устроили протест перед зданием берлинского культурного центра Kulturbrauerei, где проходила летняя вечеринка для членов GEMA. 30 июня клубы и дискотеки по всей Германии в 23.55 на пять минут выключили музыку, чтобы привлечь внимание завсегдатаев вечеринок к возможным последствиям введения новых тарифов.

«Это сигнал людям о том, что если они хотят свободу, они должны за нее бороться» (Steffi)

В начале июля о новой тарифной реформе заговорили по всему миру. Тогда начали ходить слухи, что с 1 января 2013 года из-за слишком высоких новых тарифов закрывается ночной клуб Berghain. Также под угрозой закрытия оказались такие клубы, как Watergate, Schwuz и Weekend. Несмотря на то, что это были лишь необоснованные слухи, они привлекли внимание немецкой общественности, а также иностранных поклонников техно. Новость о возможном закрытии Berghain попала на первые полосы не только немецких СМИ, но и таких англоязычных газет, как, например, The Guardian. Новость молниеносно распространялась и в социальных сетях Facebook и Twitter.

До конца лета не прекращался поток онлайн-петиций, уличных протестов и злых/панических статусов пользователей Facebook. Апогей наступил 6 сентября, когда была проведена акция протеста, организованная FAIRplay – сообществом берлинских ночных клубов, промоутеров и музыкальных фанатов. Протест прошел перед головным офисом GEMA в городе Шёнеберг. В акции приняло участие огромное количество людей, причем не только поклонников техно и хауса. Также протесты прошли во Франкфурте, Мюнхене, Гамбурге и нескольких других городах Германии, обратив на себя пристальное внимание СМИ.

Вся подноготная реформы



Что же это была за реформа, которая вызвала такую бурную общественную реакцию? Как утверждала GEMA, реформа сделает систему лицензирования проще и справедливее. Во-первых, одиннадцать тарифов будут сокращены до двух. Во-вторых, лицензионные тарифы будут рассчитываться индивидуально для каждого мероприятия (раньше был единый тариф для всех мероприятий, проведенных за прошедший год) на основе лишь размера места проведения и стоимости входного билета. Эти нововведения должны были сформировать более сбалансированную шкалу тарифов для мелких и крупных промоутеров. По прогнозам GEMA, для 60% организаторов музыкальных мероприятий лицензионные сборы станут меньше.

Но все не так просто. Диджей клуба Berghain и продюсер лейбла Ostgut Ton Марсель Деттманн (Marcel Dettman) описал реформу как «чрезмерно упрощенный, несбалансированный и откровенно несправедливый свод правил, который ставит под угрозу всю музыкальную индустрию Германии». GEMA установила новый тариф для танцевальных клубов (Tarif M-V) и решила взимать примерно 10% от валового дохода клуба. Естественно, организация не верит в достоверность отчетов о доходах, предоставляемых самими клубами, и решила самостоятельно оценивать валовый доход на основании размера клуба и стоимости входного билета, а затем от этой суммы рассчитывать 10-% сбор.

Такая оценка основывается на трех допущениях: 1) вместимость клуба – один человек на 1 кв. метр, от стенки до стенки (т.е. даже за пределами танцпола и без учета недвижимых объектов – например, мебели); 2) каждый день в клубе 100-% посещаемость; 3) все посетители платят за вход полную стоимость.

Если промоутер будет исходить из этих допущений, то он обанкротится после же первой вечеринки. Тем не менее, GEMA считает, что клуб площадью в 500 кв. метров при стоимости входного билета в 10€ приносит 5000€ за один день. Таким образом, клуб должен уплатить 500€ в виде сбора. Клуб, который работает три дня в неделю, будет должен GEMA 78,000€ в год. Однако по старой тарифной системе дискотеки и танцевальные клубы платили по сниженному единому тарифу (при условии, если они вносили сразу всю сумму за год).Тот же клуб площадью 500 кв.м. раньше платил лишь 7,849€ в год. Получается, лицензионный сбор возрос на 894%. Даже клуб, имеющий площадь в 100 кв. метров и берущий 5€ за вход, все равно бы платил на 200% больше.

В ответ на жалобы GEMA ввела так называемое «корректировочное правило» (Angemessenheitsregel), согласно которому промоутеры могут подать заявку на частичное возмещение средств, если лицензионный сбор GEMA превышает фактический валовый доход клуба на 10% или если вместимость клуба намного меньше, чем предполагаемая норма «1 человек на 1 кв.м». Управляющий клуба Wintergarten Varieté Георг Штрекер на одной из пресс-конференций раскритиковал это правило: «Как можно считать текущий тариф справедливым и правильным, если мне нужно подавать специальную заявку, чтобы лицензионный сбор мне рассчитали по правильному, «скорректированному» тарифу?». Более того, спасет ли это мелких промоутеров и небольшие клубы, ведь сначала нужно уплатить сбор, а потом уже подавать заявку на возмещение»?

Но, наверное, самым большим сюрпризом для клубов и дискотек стал дополнительный сбор за продолжительность мероприятия. Согласно небольшому параграфу в новом своде правил, за все мероприятия, длящиеся дольше 5 часов, клуб платит дополнительные 50% за каждые три часа сверх нормы. Естественно, вечеринки в ночных клубах Германии длятся более пяти часов, а некоторые берлинские клубы часто открыты вообще по 10 часов. Для клубов, работающих более 24 часов подряд (таких, например, как Berghain, Kater Holzig, Sisyphos и многие летние опен-эйры) такой дополнительный тариф может достигать абсурдных цифр. В ответ на критику GEMA пересмотрела дополнительный тариф и снизила его до 25% за каждые два часа сверх 8-часового минимума. Однако и такие расценки берлинским вечеринкам вряд ли потянуть.

Чтобы не дать дебатам по поводу новой тарифной системы утихнуть, в конце ноября GEMA объявила о еще одном тарифе – VR-Ö, ставшем известным как «дополнительная плата за лэптопы». Этим сбором облагались все музыкальные мероприятия, на которых использовались такие носители информации, как CD-диски, кассеты, USB-носители и жесткие диски. Такой сбор существовал и раньше и составлял 30-% поверх всех лицензионных сборов GEMA за то, что диджеи использовали mp3-записи или CD-записи. По новым правилам дополнительная плата уже не рассчитывалась в процентах от всех сборов, а составляла 0,13€ за каждый mp3-файл на лэптопе диджея. В композиции длительностью более 5 минут за каждую дополнительную минуту взимается еще 20%. Эта дополнительная плата возмутила исполнителей и промоутеров по всей Германии, особенно тем, что она распространялась на все файлы на лэптопе диджея, вне зависимости от количества треков, фактически отыгранных им на мероприятии.

На протяжении всего 2012 года ночные клубы и промоутеры прикидывали, во сколько им обойдутся новые тарифы GEMA, и активно выражали свое недовольство. Они выпускали пресс-релизы и публиковали в СМИ свои новые издержки на лицензирование музыки, рассчитанные ими по новым тарифам. В большинстве своем эти издержки были рассчитаны по «худшему сценарию», и в них не учитывались «форс-мажорные положения» также включенные в новую тарифную систему. Также они редко учитывали поправки, которые GEMA внесла в тарифную систему летом. GEMA считала эти расчеты преувеличенными и неверными, однако не отрицала того, что новые тарифы повлекут за собой резкое увеличение расходов для нескольких крупных клубов. И все же такие утверждения как «Издержки клуба Berghain увеличатся на 1400 %» вызвали большой резонанс в музыкальной прессе.

PR-война



С момента первой публикации новой тарифной системы (если не раньше), общественное мнение и отношения с общественностью были ключевыми элементами в развертывании конфликта между GEMA и музыкальными пользователями. GEMA не уставала повторять, что за введением новой тарифной системы стоит лишь желание достичь справедливости. По мнению парламентской комиссии, в 2007 году организацию обвинили в несправедливости, и в ответ на эту критику GEMA разработала новую, упрощенную, «более справедливую» тарифную систему. А когда и эта новая система стала подвергаться критике, GEMA парировала тем, что 10-% сбор на продажи билетов является справедливой платой, учитывая, что организации в других европейских странах взимали примерно такой же сбор. Но GEMA очень быстро оказалась в оборонительной позиции, постоянно опровергая обвинения в злоупотреблении своим монополистическим положением и в причастности к «GEMAinheiten» («грязным проделкам GEMA»), изо всех сил пытаясь выставить организаторов музыкальных мероприятий в Германии в роли эгоистичных любителей халявной музыки.

А в это время немецкие организаторы музыкальных мероприятий проводили агрессивную и весьма умелую PR-кампанию. Клубная сцена Германии (и особенно Берлина) характеризуется своей разобщенностью, многообразием и часто анархичностью. Такими они и остались, однако шокирующая апрельская новость о новых тарифах побудила их объединиться и сотрудничать друг с другом. Вскоре появились такие новые сообщества, как FAIRplay, Kultur-Retten.de и GEMAstoppen.de, а уже существующие организации – например, Clubcommission – громче заявили о себе. На протяжении всего года деятельность этих сообществ и их участников становилась все более организованной и стратегической: их PR-кампания охватывала все больше промоутеров, диджеев, клубов и музыкальных фанатов. Со временем они стали использовать одинаковые слоганы, одинаковые аргументы и даже одинаковую символику. Также они создали эффект эха: критики GEMA стали подкреплять свои аргументы, приводя цитаты друг друга, и призывать своих фолловеров в социальных сетях делать ретвиты, ставить лайки и делиться статусами, в которых было выражено недовольство действиями GEMA.

Летние протесты представляют собой яркий пример того, как сплотились противники GEMA. Первый крупный протест, прошедший 25 июня около места проведения летней вечеринки GEMA, был недостаточно хорошо организован. О готовящемся протесте людей известили всего за пару дней до его проведения, и лишь несколько берлинских промоутеров включили это объявление в свои новостные рассылки. Перед зданием культурного центра Kulturbrauerei была смонтировала одна сцена, на которой свои длинные речи произносили известные исполнители и промоутеры. В то же время где-то через квартал была оборудована вторая сцена, где гремел техно-хаус, отвлекая многих протестующих от первой сцены, где они должны были присутствовать.

Другой протест, намеченный на 26 августа, получил более широкую огласку: был выпущен постер, на котором были заявлены имена известных диджеев и поддержкатаких престижных клубов, как, например, Kater Holzig. Музыкальная программа и речи участников прошли на той же сцене. 90 минут танцевальной музыки чередовались с 10-минутыми речами. Однако полиция, которой казалось, что было слишком много музыки и слишком мало самих протестных выступлений, грозилась разогнать демонстрацию, если организаторы не перейдут к более серьезному характеру протеста. После этого примерно через каждые полчаса какого-нибудь диджея, промоутера, бармена или охранника вытаскивали на сцену и заставляли произнести экспромтную пламенную речь. Площадь Боксхагенер была битком забита народом.

Продолжение. Часть 3 >>
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.