avatar

GEMA: угроза ночной жизни Германии

Опубликовал в блог Клубная культура
0
GEMA: угроза ночной жизни Германии
Resident Advisor исследует продолжающийся конфликт на клубной сцене страны

«Они что, правда закрываются? А мы можем что-нибудь сделать?». Эта фраза звучит в документальном фильме Bar 25: Tage außerhalb der Zeit (в пер.с немецкого: «Bar 25: Дни вне времени» – прим.пер.), когда ничего не подозревающий посетитель узнает, что сегодняшняя вечеринка станет последней в истории клуба Bar25. Вероятно, многие читатели задали тот же самый вопрос, когда в июле 2012 попозли слухи о том, будто в следующем году закрывается самый популярный ночной клуб Берлина Berghain. Причина – новые тарифы на лицензирование музыки, вводимые организацией GEMA. Если вы не являетесь жителем Германии, то, скорее всего, вы впервые узнали о GEMA именно из этого скандала. Вскоре после этого международные СМИ запестрели заголовками о надвигающемся закате клубной жизни Берлина. Однако они не дали ответа на многие важные вопросы: В чем действительно заключается широко растиражированный конфликт между GEMA и берлинскими ночными клубами? Как такой конфликт по поводу тарифов на лицензирование музыки смог стать угрозой для бурной ночной жизни Германии? Да и что такое GEMA, в конце-то концов?

Даже если вы живете в Германии и многое знаете о GEMA, вы, вероятно, были удивлены широким размахом протестов против ее политики, достигших своего апогея в июле 2012 года. Год назад, когда подобные тарифы были введены для live-концертов, никто и не подумал выходить на улицы с протестами. А когда два года назад у берлинских клубов были проблемы с налогами, эта тема была вообще слабо освещена в СМИ. Почему же тарифная реформа, предложенная GEMA, вызвала такую шумиху? На протяжении всего 2012 и начала 2013 годов вопрос GEMA и ее новых лицензионных тарифов сопровождался неразберихой, искажениями фактов и недостоверной информацией. Итак, пришло время вернуться назад и прояснить этот вопрос.

Что такое GEMA?

«Общество по управлению правами на публичное исполнение и механическое воспроизведение музыки» (Gesellschaft für musikalische Aufführungs- und mechanische Vervielfältigungsrechte) это организация, которая занимается сбором платежей за использование копирайтерской музыки и перераспределяет эти средства в пользу авторов музыки. GEMA управляет коллективными правами на интеллектуальную собственность ее членов на внутренних и международных рынках. Если в Германии вы владеете любым бизнесом, связанным с использованием музыки (будь то ночной клуб, школа танцев или супермаркет), вы обязаны платить лицензионный сбор в пользу GEMA. На данный момент эта организация представляет интересы 64 тыс. композиторов, авторов текстов и музыкальных издателей в Германии, а также примерно 2 млн. иностранных правообладателей.

Несмотря на то, что GEMA является коммерческой организацией и представляет частные интересы, правительство Германии предоставило ей право отстаивать права ее членов в судебном порядке. Это также означает, что GEMA является монополистом на национальном рынке: другой организации, занимающейся лицензионными сборами, на данный момент в Германии не существует. В результате в прецедентном праве Германии было введено понятие GEMA-Vermutung (презумпция GEMA), что означает, что все музыкальные произведения считаются находящимися под контролем GEMA, за исключением тех случаев, когда пользователь сможет доказать, что произведение не подлежит обложению сбором или что оно находится в свободном доступе.

Gema

GEMA чем-то похожа на такие общества по сбору авторских отчислений, как PRS for Music в Великобритании или ASCAP & BMI в США, однако она действует скорее на основании «авторских прав», нежели на основании закона о копирайте. Это означает, что при вступлении в GEMA авторы музыки передают этой организации не права на владение своей музыкой, а лишь права на использование музыки, т.е. право в законном порядке взимать лицензионные сборы за проигрывание, воспроизведение и трансляцию их музыки. Это отличное решение для мелких музыкантов, у которых нет времени и денег для того, чтобы контролировать свои музыкальные работы. Однако при этом они утрачивают возможность самостоятельно принимать некоторые решения. Например, без согласия со стороны GEMA музыкант не сможет дать разрешение на бесплатное использование своей музыки в благотворительном мероприятии или снизить плату за использование его музыки на мероприятии, которое будет способствовать продвижению его карьеры.

Однако отсутствие прямого контроля над своей собственной музыкой – не единственная причина недовольства среди членов GEMA: все решения относительно музыкальных прав всех членов организации принимаются узким кругом высокооплачиваемых (т.е. по большей части – мейнстримовых и коммерчески ориентированных) участников. Членство в организации подчиняется иерархии: «полные члены», «исключительные члены» и «ассоциированные члены». Лишь крошечная часть полных членов (3323 человека) может непосредственно участвовать в принятии решений и занимать влиятельные посты внутри организации. Стать полным членом можно при выполнении следующего условия: лицензионные сборы музыканта за пять лет должны составить более 30,000€. Это запредельная цифра для большей части андеграундных исполнителей. Итак, эта мейнстримовая элита определяет размеры лицензионных сборов и распределение прибыли между всеми членами организации. Неудивительно, что эти влиятельные люди часто принимают решения, выгодные полным членам, обходя стороной интересы исключительных и ассоциированных членов.

«Главную проблему с GEMA я вижу в том, что там очень запутанная система перераспределения средств, которые они собирают по единому тарифу», – говорит продюсер и владелец лейбла Raster-Noton Карстен Николай (также известный как Альва Ното). «Мы живем в веке цифровых технологий, и было бы идеально, если бы люди платили за проигрываемые треки». Распределение гонораров это самый настоящий больной вопрос, потому что зачастую просто невозможно в точности отследить, где и когда проигрывались определенные треки. Сейчас GEMA решает, кто получит какой гонорар от музыкальных мероприятий, используя экстраполяционный алгоритм, который измеряет продажи преимущественно на мейнстримовом рынке и в прямых музыкальных эфирах.

Это и злит промоутеров, а также мелких продюсеров и лейблы: благодаря GEMA-Vermutung GEMA считает, что вся музыка, звучащая на массовых мероприятиях, подлежит обложению лицензионным сбором, а потом использует свой непонятный алгоритм, что решить, кому будут перечисляться собранные деньги. Для андеграундных музыкальных мероприятий, где звучат преимущественно немейнстримвые и независимые исполнители (например, многие танцевальные клубы), это означает, что часть сборов, которые они уплатили, окажется на банковских счетах каких-нибудь мейнстримовых исполнителей и авторов рекламных песенок, музыку которых не играли на этом мероприятии, в то время как другие музыканты не получат за свою музыку ни цента, какой бы популярной она ни была.

Также у GEMA какое-то странное представление о музыке как таковой. Организация классифицирует музыку по трем категориям: развлекательная [Unterhaltungsmusik], серьезная [Ernste Musik] и функциональная [Funktionsmusik]. Каждой из этих трех категории соответствуют разные лицензионные тарифы членские требования и вес (в баллах) в системе, которую они используют для расчета гонораров. Неудивительно, что развлекательная музыка оказывается в худшем положении, имея самые высокие членские требования, самые высокие тарифы и самый низкий вес для расчета гонорара. «В прошлом я пару лет работал на радиостанции, – говорит Prosumer, продюсер и бывший резидент клуба Panorama Bar. – Меня шокировало то, как работает GEMA…Разделять музыку на развлекательную и серьезную – это просто абсурд. Кто вообще вправе принимать такие решения?».

Споры по поводу тарифной реформы



Итак, Gema уже окружало облако недовольства и возмущения, когда в 2012 году разразились споры по поводу новой тарифной реформы (Tarifreform). В результате этих споров GEMA подверглась еще более сильной критике, чем когда-либо раньше. Многое произошло в 2012 году, и если решить подробно описать все события того года, можно было бы без труда насобирать материал на еще одну статью. Предлагаем вам самый лаконичный вариант: 14 апреля 2012 года GEMA объявила о том, что с начала 2013 года начнут действовать новые, «упрощенные» лицензионные тарифы для музыкальных мероприятий. Следует отметить, что организация объявила о введении новых тарифов как о уже свершившемся факте, а не вынесла предложение на публичное обсуждение.

Для большинства немецких музыкантов и лейблов эта новость звучала примерно так: «С нового года у нас новые тарифы. Если вам не нравится – ну что ж, вам же хуже. Давайте денежки». Все были недовольны.

Естественно, у любой истории всегда есть своя предыстория. В декабре 2007 года правительственная комиссия под названием «Культура в Германии» подтвердила законный статус GEMA как национально признаваемой организации по взиманию сборов, однако при этом раскритиковала слишком сложную и несбалансированную тарифную структуру организации. Вскоре после этого GEMA объявила о том, что она начинает работать над пересмотром лицензионных сборов с целью сделать свою деятельность более прозрачной, упрощенной и сбалансированной. Поскольку по закону GEMA обязана вести переговоры с сообществами, представляющими интересы пользователей музыки (например, клубов), она начала переговорный процесс с «Национальной ассоциацией организаторов музыкальных мероприятий» (Bundesvereinigung der Musikveranstalter (BVMV)).

Продолжение. Часть2 >>
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.